Ежегодно Первая Портовая Компания (включает Морской порт Санкт-Петербург) проводит премию «Признание». Лауреатами становятся сотрудники, которые проявили лидерство и задали высокие стандарты, ставшие профессиональным и личностным ориентиром для коллег.

Представляем победителей премии «Признание-2024».

    Номинация «Лучший наставник» 
Нина Полетаева , руководитель направления по поддержке бизнес- процессов и развитию Производственной системы

Нина Полетаева

Был ли у вас наставник? Если да, кому вы благодарны за вхождение в профессию? Если нет – ощущали нехватку поддержки опытных коллег?

— Мне повезло, у меня всегда были наставники. От них я переняла важные принципы: учить людей и передавать свой опыт. На протяжении первых лет в порту мне помогали адаптироваться и развиваться Голомах Елена Викторовна и Махаев Сергей Николаевич. С Еленой Викторовной мы на протяжении четырнадцати лет шли рука об руку. Потом наши пути разошлись, я ушла в управление по операционной эффективности, она осталась в дирекции по эксплуатации. Сергей Николаевич был коммерческим директором, а склады раньше относились больше к коммерческой службе, и у него училась взаимодействию с клиентами и таким нюансам, в которые производственники не очень погружаются. Получилось разностороннее развитие, а дальше оперэффективность и производственная система позволили посмотреть на все направления порта в целом. Когда работаешь в одной структуре много лет, кажется, что находишься в своём мире. Но выход за рамки позволяет взглянуть на всё со стороны. Сейчас наша основная задача — координировать всех и помогать найти взаимопонимание.

Расскажите о своём профессиональном опыте в порту.

 — Я пришла работать тальманом, вообще не имея представления об этой профессии. Проработала недолго и перешла в стол учёта, затем стала заместителем руководителя склада, потом руководителем, а вскоре руководила уже двумя складами. Затем на девять месяцев ушла в проект Производственной системы, после которого перешла в управление по операционной эффективности.

Как вы стали наставником? С чего началось обучение молодых?

 — В нашем порту проходят тренинги по инструментам Производственной системы. Сначала мы даём материал, а затем переходим к наставничеству. Можно прочитать сколько угодно тренингов, но это бесполезно, если не выйти на площадку с человеком и не разобрать с ним какие-то моменты. Наставничество — часть моей работы, но мне это нравится, и я расширяю эту практику. Некоторые приходят в порт и не понимают, как здесь всё устроено. Я подсказываю им лайфхаки, например, как пережить зиму или куда обращаться в разных ситуациях. Важно разговаривать с людьми, помогать и координировать.

Какие качества, по вашему мнению, должны быть у хорошего наставника?

 — Наставник должен уметь слушать. Чем больше приходит молодых людей, тем больше я понимаю, что они тоже меня учат, то есть я развиваюсь вместе с ними. Молодёжь часто разговаривает на другом языке, иногда даже приходится гуглить, чтобы понять. Но раз ты наставник, нужно найти общий язык со всеми. Нельзя давить: «Я умный, и всё тебе расскажу». Это должен быть диалог, тогда всё получится. Сейчас к нам приходит много новых людей, и это хорошо влияет на развитие компании. Важно сохранить эти кадры. Руководители должны быть открыты новым сотрудникам и не только спускать им задачи, но и разговаривать с ними.

Насколько легко совмещать наставничество с основной работой? Не конфликтуют ли между собой эти направления? Что можно улучшить в системе наставничества?

 — Это моя основная работа. Но для других наставников должны быть дополнительные стимулы. Опытные специалисты, как правило, устали, потому что через них прошло столько людей!

Нужна ли наставнику помощь в виде методических материалов? Какой-то чек-лист со списком навыков, которые нужно прокачать у новичка?

 — Наставникам узкой специальности – да. Должен быть итоговый тест на проверку. И чек-лист с набором навыков, которые нужно передать, будет наставнику в помощь.

Важна преемственность передачи знаний в порту? Мир так быстро меняется…

 — Когда я только пришла в порт, преемственность была и в смене, и на уровне инженерно-технических работников – везде. Сейчас действительно все гораздо быстрее меняется, быстрее растут по карьерной лестнице. Тем не менее преемственность важна. И это не только о производстве, но и о культуре, традициях предприятия. Мы с годами свои традиции немножко подрастеряли, но сейчас заводим новые. Например, конкурсы профессионального мастерства, спартакиады. Они важны для сплочения коллектива, для отвлечения от рутины.

Случались ли в вашей практике наставника нестандартные ситуации?

— Нестандартными бывают вопросы от молодых сотрудников. Чем моложе, тем нестандартнее у них мышление. В прошлом году на практике была студентка из ГУМРФ, и от нее сыпались вопросы, так как учебник от практики сильно отличается. Но по итогу девушка сказала, что за две недели узнала больше, чем за три года учёбы. И попросилась ко мне в этом году на преддипломную практику.

Что, как наставник, пожелаете молодым специалистам?

 — Желаю учиться на чужих ошибках. Мы разбираем инциденты, и очень важно знакомить сотрудников именно с итогами этих разборов, чтобы они понимали, почему так происходит, и не повторяли чужие ошибки. У нас много потенциальных опасностей. И в первую очередь тем, кто сюда приходит, пожелаю нести личную ответственность за себя и за окружающих.

Поделитесь, чем занимаетесь вне работы.

 — У меня есть компания друзей, с некоторыми дружим еще с детского сада. Это одна из важнейших ценностей у меня в жизни – окружение, которое тебя принимает таким, какой ты есть. При встрече мы убираем все телефоны и общаемся. Любим вместе ездить куда-нибудь, чтобы перезагрузиться. В эти выходные выбирались в Псков. Еще моя слабость – любимый кот. Он со мной везде. Если едем на машине, то чаще всего снимаем дома или квартиры с условием размещения с животным. И еще я футбольная болельщица со стажем. Папа отвел меня в первый раз в восемь лет на футбол, и с того момента это стало страстью на всю жизнь. Это классный способ выбросить адреналин. Кто-то едет в лес кричать, кто-то на стадион – полезная терапия.

Номинация «Гордость компании»
Сергей Востриков, стивидор

Сергей Востриков

Сергей Петрович пришёл в порт в 1979 году после окончания Ленинградского мореходного училища, где учился на инженера по эксплуатации водного транспорта (стивидора).

Могли вы подумать, когда устраивались в порт, что столько проработаете и добьётесь такого признания и уважения среди коллег?

Раньше выпускники связывали свою судьбу с предприятием, на которое попадали. Мы ещё на практике видели, что наши предшественники работают с удовольствием и считают, что выбрали специальность по душе.

Какие планы и надежды вы связывали с портом при трудоустройстве?

Было желание работать по специальности, она мне нравилась изначально. Тут живое общение с людьми: с докерами, с моряками, с нашими и иностранными, и все это в один день и на разных видах груза. Много что довелось перегружать: тяжеловесы, железнодорожные вагоны, разный импорт, продовольственные грузы, животных. Да, во второй половине 80-х из Америки с гастролей морем вернулся наш цирк. У них слоны, тигры, жираф. Выгружали их на 36 причале. Слона выкатывали на трейлере по аппарели, тигров в клетках поднимали из трюма и отправляли в вагоны. Помню, специально для жирафа сделали отверстие в крыше вагона, чтобы ему было комфортно. Словом, какие только грузы не обрабатывали! Поэтому мне эта работа и нравится.

Расскажите про первое впечатление от порта? Помните свой первый рабочий день?

В первый рабочий день порт не удивил. До этого уже были три практики: на Третьем районе и дважды в Риге. В сумме около года стажа. Всё знакомо, работа понятна. Я пришел на новый терминал – Второй район. В мою первую смену обрабатывали кофе в зернах из Бразилии: по прямому варианту с теплохода мешки отправляли в спецвагоны. Дело было зимой, холодно, но такие грузы не позволяли отлучаться, нужно было считать каждый подъём. Так и ходил всю смену по причалу с ручкой и тальманским листком: тогда всё на бумаге учитывали, компьютеров не было.

Выделите знаковые для вас этапы работы в порту.

Сначала я был складским работником. Начинал тальманом, затем трудился в должности сменного начальника склада, начальника 38-го склада на Втором районе. Потом перебрался в стивидоры, для меня это оказалось интереснее. Долгие годы работал старшим стивидором.

Какой свой вклад в развитие компании вы считаете главным? Какими выполненными задачами гордитесь?

Как можно себя хвалить? Скажем так – внёс посильный вклад. Были непростые задачи по выгрузке оборудования для нефтегазовой промышленности. Много было таких рейсов, когда в каждом трюме каждый подъём требовал разного такелажа и застропки. И ты должен был каждый подъём, а их было сотни – особым образом организовать.

За что вы благодарны порту?

Благодарен за возможность заниматься любимым делом. За то, что здесь проходит моя трудовая деятельность.

Поделитесь нерабочими интересами: чем увлекаетесь?

Я увлекаюсь путешествиями. Объездил всю Европу, Юго-Западную Азию, Ближний Восток. Сейчас меньше езжу, но на отпуск уже купил билеты в Арабские Эмираты. Мы обычно не по путевке ездим, а самостоятельно выбираем удобные авиарейсы и сами бронируем отели. Путешествовал не только ради отдыха, но и в качестве болельщика «Зенита», сборной России по футболу. Посетил три Чемпионата Европы по футболу за рубежом (в Австрии, Польше и во Франции) и один Чемпионат Мира в России. Также ездил с «Зенитом» на выездные матчи по разным городам и странам.