Правительство Санкт-Петербурга и Минтранс РФ согласовали границы «Большого порта Санкт-Петербург». Согласно принятому решению в состав порта войдут грузовой район Бронка и участки на острове Котлин. При этом в районе Горской грузовых терминалов не будет. Кроме того, решено в течение года прекратить перевалку на Васильевском острове, где сейчас обрабатывается около 1 млн т грузов в год. Постановление правительства РФ, регламентирующее границы порта, должно выйти в течение трех месяцев.
Название «Большой порт Санкт-Петербург» (БП СПб) распоряжением правительства РФ от 25 сентября 2006 года присвоено морскому порту, включающему комплекс портовых сооружений, расположенных на специально отведенных территориях и акваториях в Невской губе Финского залива и дельте Невы, за исключением объектов морского пассажирского терминала на Васильевском острове. Территория порта - 269 га, грузооборот в 2007 году - 59,6 млн т.
В 2006 году, после того как комплекс сооружений наконец получил официальное название «Большой порт Санкт-Петербург», предполагалось, что вопрос с его границами будет решен за несколько месяцев. Однако, как выяснилось, для этого потребовалось два года. Достичь согласия в вопросе о границах БП СПб Минтранс и правительство Санкт-Петербурга смогли лишь в прошлую пятницу на совместном заседании совета Росморречфлота и Морского совета при правительстве города. В частности, удалось решить спорные вопросы по трем территориям Бронки - Ломоносов, Горская и Васильевский остров.
Проект создания морского грузового района Бронка не вошел в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)». Между тем петербургские власти считают, что размещение здесь портовых мощностей необходимо, поскольку развивать порт в центре города уже невозможно. В то же время Смольный выступает против строительства терминалов в районе Горской, где согласно генплану Петербурга планируется организовать деловую зону. Одновременно городские власти намерены прекратить портовую деятельность в центральной части Петербурга, на Васильевском острове, через который ежегодно переваливается более 1 млн т грузов. Председатель комитета по транспортно-транзитной политике администрации Санкт-Петербурга Николай Асаул отметил, что стивидорную деятельность на острове ведут три компании, располагающиеся на территории Балтийского завода и Василеостровского грузового района. При этом глава комитета сказал, что встречался с собственниками этих компаний и арендаторами участков, которые заверили его, что больше не намерены вести стивидорную деятельность в этом районе. Так, в частности, РБК daily уже сообщала, что расположенный на Васильевском острове Санкт-Петербургский речной порт недавно приобретен компанией «Балтийский монолит», которая планирует построить на его месте бизнес-центр.
Министр транспорта Игорь Левитин, который по окончании заседания сообщил журналистам, что решение о границах порта принято, считает, что постановление правительства, регламентирующее границы БП СПб, будет принято в течение трех месяцев. За это время власти намерены договориться с собственниками выводимых с Васильевского острова терминалов. При этом Игорь Левитин считает, что на их месте было бы целесообразно разместить причалы для приема яхт.
Сейчас через причалы на Васильевском острове выгружается основная часть импортных фруктов и овощей. По словам президента группы «Сорус» Валерия Линецкого, закрытие порта вынудит компании искать другие площадки. «Серьезных финансовых потерь это нам не принесет, но определенные организационные сложности, безусловно, будут», - говорит он.
Андрей Жуков, Маргарита Рахнова